Железнодорожные грузовые перевозки.
Темпы развития скоростного железнодорожного транспорта во всех странах мира сопровождались и сопровождаются, несомненно, проведением ряда мероприятий почти во всех отраслях транспортного хозяйства. К ним относятся: введение новых локомотивов, введение вагонов новых конструкций, улучшение и реконструкция отдельных элементов железнодорожного пути, внедрение совершенных способов сношения и организации движения поездов, автоматизация технических и технологических процессов и т. п. Круг этих вопросов чрезвычайно обширен. Ввиду этого остановимся на рассмотрении только некоторых мероприятий, проводимых в области железнодорожного пути при внедрении высоких скоростей движения поездов.
Рассмотрение этого вопроса (железнодорожные грузовые перевозки) представляет интерес еще и потому, что одновременно с увеличением скоростей движения наблюдается непрерывный рост веса поездов и нагрузок на оси. За последние 50 лет вес поезда увеличился с 500 до 2500 тонн, а в СССР машинисты передовики тяжеловесники иногда водят поезда весом даже в два и более раз, чем 2500 тонн. Нагрузка на ось достигла 20—23 тонн, а на отдельных дорогах Европы имеются локомотивы с нагрузкой на ось до 25 тонн, а в США до 39 тонн.
Рост грузонапряженности, увеличение скоростей движения поездов и нагрузок на оси изменили условия работы всех элементов верхнего строения железнодорожного пути и потребовали проведения ряда следующих мероприятий:
1) Корректировки и улучшения рельсовой колеи в плане и в профиле.
2) Улучшения качества рельсовой стал.
3) Увеличения веса рельсов.
4) Увеличения длины рельсов, внедрения длинных рельсов и бесстыкового пути.
5) Улучшения стыковых и промежуточных рельсовых скреплений.
6) Усиления рельсо-шпальной решётки, внедрения шпал из железобетона и других видов подрельсового основания.
7) Усиления балластной призмы.
8) Улучшения существующих и внедрения новых стрелочных переводов.
Как дополнение или альтернатива железнодорожным перевозкам может служить автомобильный грузовой транспорт.